Silent Hill по сей день остается лучшим примером интерактивного
искусства, где игрок познает себя через свой страх. «Игромании.ру» выпал
шанс посмотреть на почти завершенную версию Silent Hill: Downpour,
которую делают чехи из Vatra Games. Путешествие по лабиринтам разума
Мерфи Пендлтона, нового протагониста, стало испытанием на прочность
психики, поэтому в комнате с демоверсией предусмотрительно оставили
щедрый запас воды: умываться после особенно жутких сцен.
Дети грома и дождя
► Туман и безлюдье... Все элементы прежних частей на месте. Сейчас вот еще ливень хлынет, и почувствуем себя совсем «как дома».
Первое, на что следует обратить внимание: атмосфера безысходности,
медленно разъедающая игрока, словно известь, не просто сохранена, но
чувствуется с первых же секунд погружения в игру.
Новый главный герой — заключенный №RS-273A Мерфи Пендлтон. Стартовый
эпизод с ходу знакомит нас с тюремными порядками. Под нашим руководством
Мерфи отстраненно бредет мимо камер с улюлюкающими зеками. На первый
взгляд банальное начало подчеркивает классическая тюремная сцена с
посадкой уголовников в автобус. Перевозка заключенных заканчивается
аварией, и тут начинается собственно игра — как говорится, добро
пожаловать в Сайлент-Хилл.
В этот раз город почти утопает в воде, и это, конечно же, связано с
прошлым Мерфи Пендлтона. Мир вокруг него регулярно разваливается на
куски и подменяется фантазмом, и каждый такой переход тем или иным
образом связан с водой. На протяжении всей игры Мерфи обречен метаться
меж двух реальностей: дождливым, серым Сайлент-Хиллом и его темным,
искаженным отражением.
► Причинял ли Пендлтон боль другим людям или сам оказался жертвой насилия? И то и другое.
Мистер Пендлтон крайне тяжело переносит водные процедуры. Тема воды
проходит через всю игру, начиная с дождливого стартового меню и
продолжая призрачными блужданиями по душевым кабинкам и сантехническим
станциям. На взаимодействие с водой завязаны многие головоломки, а
местный бестиарий будто породило озеро Толука. Так, например, в игре
дебютировали утопленницы — сирены, оглушающие главного героя жуткими
потусторонними криками. Эти монстры в женском обличье способны
царапаться, нападать сзади, а в одной из увиденных нами сценок
перерубают горло живого человека одним резким ударом. Во время
путешествий по Сайлент-Хиллу то и дело начинает лить дождь, грохочет
гром: будто монстров порождает сама стихия. Во время дождя монстры
становятся особенно агрессивными и нападают стаями, поэтому игра резонно
советует пережидать непогоду в домах и других убежищах.
Преемственность безумия
► На крышу автозаправки брошена инвалидная коляска, еще один
переходящий символ сериала. Коляска лежит на боку, одно из колес
вращается.
Vatra Games насытили игру массой отсылок и цитат. Так, например, в
первых версиях героя звали Джеком, но затем авторы нашли для него более
удачное имя — отсылку к безумцу Рэнделлу Мак-Мерфи, главному герою
романа «Пролетая над гнездом кукушки». «Приветов» предыдущим частям тоже
много: от самых очевидных до рассчитанных исключительно на знатоков.
Так, фигура самого неприятного в игре монстра в газовой маске — Судьи —
по-новому интерпретирует образ Пирамидоголового из Silent Hill 2, но
добавляет к нему элементы, особенно страшные именно для Пендлтона. По
всей видимости, Судья олицетворяет комплекс вины героя, а потому будет
преследовать его всю игру.
Возможность оглядываться через плечо и видеть, что происходит за
спиной, — прямая цитата из Shattered Memories, ведь одна из самых
страшных вещей в игре — видеть, как из дождевого тумана появляются
чьи-то искаженные контуры. В число прочих врагов попали невидимые
призраки, убить которых напрямую нельзя, нужно найти манекен,
олицетворяющий их физическое тело. Встречали мы и бесполых
антропоморфных существ, способных ползать по потолку, словно пауки.
Стоит Мерфи залезть в не доступный для них уголок, как их перемещения
сразу становятся нервными, рваными, нереальными.
Еще страшнее пережить путешествие по пещерам на туристическом
паровозике. Вдоволь намаявшись с запуском этого чуда инженерной мысли
(сложность головоломок ничуть не снизилась), мы попадаем на рейс в ад.
Паровозик так и называется: «Поезд дьявола». По сюжету он стал гробом на
колесах для восьми детей. Оператор поезда, переживший аварию, отрицает
свою вину только для того, чтобы секунды спустя на глазах Мерфи
броситься в бездонную пропасть, «дьявольскую яму», одно из новых,
неизведанных мест Сайлент-Хилла.
Паранойя и гонки со смертью
► У утопленниц есть очень неприятная привычка атаковать сзади и безжалостно кусаться. Поди сбрось!
Бои в Downpour жестче и сложнее, чем в любой из игр серии. Одна из
подсказок на загрузочном экране сообщает, что зачастую лучше смыться, и
это чертовски верно — запас аптечек ограничен, оружие ломается. В ход
идет все: от камней и палок до огнетушителя, кухонного тесака или
грабель. В пещерах рекомендуется носить с собой кирку — подземные
монстры куда страшнее своих родичей из Minecraft.
Градус «аркадности», в которую серию потянуло после Origins,
намеренно снижен. Драться физически неудобно, особенно к тому моменту,
когда за нами по пятам нахально отправляют целые отряды утопленниц.
Чешские игроделы безжалостны: чтобы решить кое-какие головоломки,
понадобится умение читать между строк.
Где-то на середине пресс-версии игра добавляет неплохой сюрприз:
образ надежды в виде синей птицы. Нужно будет искать этих птиц, которые
неким образом должны помочь Мерфи выбраться из проклятого города. Каждый
раз, когда Мерфи выпускает птичку из клетки, тучи рассеиваются, а
монстры будто сбегаются к «месту силы», чтобы разобраться с разрушителем
их хаотичного мирка.
► В бою против обитателя пещер такая кирка долго не протянет. А
грязь и кровь на лице героя появились, когда здоровье упало ниже 60%.
В какой-то момент путешествие протагониста утрачивает первоначальную
цель — нужна ли ему свобода, или искупление дороже? Бесспорно, у героя
много причин для душевных мук. Можно попытаться поправить карму во время
сценарных «развилок», где нужно сделать сложный моральный выбор.
Приключения Мерфи Пендлтона напоминают фильм Джармуша «Мертвец»,
лейтмотив которого — история о бессмысленности пути для уже мертвого
героя. Может быть, Пендлтон умер во время крушения автобуса? Очень
надеемся, что нет, ведь Сайлент-Хилл каждому, кто попал туда, дает шанс
искупить прежние грехи жертвой и выйти «на свободу с чистой совестью».
* * *
Нужные шаги в сторону лучших игр Silent Hill уже сделаны — лишь бы
разработчиков не подвело чувство меры и вторая половина игры ответила на
многочисленные вопросы и так же наотмашь, без сожаления, шокировала,
как это делали в оригинальной тетралогии. Всего-то надо: завершить
историю каторжника красиво! Мы даже нарочно выключим в комнате свет
перед тем, как в следующий раз нажать кнопку New Game. После всего, что
приключилось с серией, у чехов просто нет права на ошибку.
|